В Германии производство древесно-слоистого пластика (ДСП) организовано за счет 50% вторичных ресурсов, а в Италии этот показатель – почти 100%. По данным Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, в Западной Европе коммунальные отходы дают свыше 20% сырья для производства вторичной древесины. Заинтересована в этом и биоэнергетика.
Среди наиболее распространенных форм рециклинга – производство древесных гранул и пеллет. Тем не менее, вторичная переработка древесины и производство из этого вторресурса высокотехнологичных товаров: древесной плиты и затем — мебели, пока не нашли широкого распространения в масштабах страны.
Со своей стороны стремятся влиять на сложившуюся ситуацию все экоответственные граждане, экоцентры и сервисы, развивающие систему движения отходов от потребителя до переработчика.
Один из таких сервисов, экотакси «Убери», с 2018 г. оказывающий услуги по вывозу вторресурсов у населения для дальнейшей переработки, отмечает рост интереса населения к одному из направлений своей работы: вывозу на утилизацию старой мебели.
– Заказов на вывоз мебели поступает много, – отметил генеральный директор экотакси «Убери» Дмитрий Иванов. – К примеру, строительство нового жилья в мегаполисах в России сейчас переживает активную фазу. Этот процесс неизбежно влечет за собой замену старой мебели, причем иногда еще советского периода. Вывозя ее на переработку, мы одновременно вносим вклад в решение ряда экологических проблем, связанных с утилизацией отходов и дефицитом сырья в регионах, и уменьшаем негативное воздействие на окружающую среду. Наш сервис – это звено эффективной модели переработки использованной мебели и отходов производства с участием лицензированных предприятий.
Как рассказал заместитель генерального директора ПК «Вторалюминпродукт» Сергей Куцый, вся мебель, которую вывозит у населения экотакси «Убери», попадает на их предприятие. Там корпусную и мягкую мебель пропускают через специальную шредерную установку, которая превращает ее во фракции размером до 100 мм, а магнитный сепаратор отделяет металлические части, которые также отправятся на переработку. Измельченные деревянные фракции используются в качестве RDF-топлива предприятиями-партнерами: котельными, цементными заводами. Последних даже обязывают заместить часть используемого природного газа этим альтернативным источником. А еще весной 2023 года на предприятии планирую запустить линию по восстановлению и возвращению в хозяйственный оборот матрасов.
Стоит отметить, что несмотря на активную разъяснительную работу, ведущуюся предприятиями, использование RDF-топлива подвергается критике, например, со стороны экоцентров. Их аргументация такова: сжигание не является переработкой и наносит вред окружающей среде.
— Этим скептикам можно дать только один ответ: никаких иных эффективных технологий по переработке мебели, к сожалению, не существует, – прокомментировал генеральный директор экотакси «Убери» Дмитрий Иванов. – В качестве исключения можно привести опыт компании IKEA, принимавшей у людей старые шкафы, полки и т.д. Однако, здесь не все столь однозначно, поскольку сдать можно было только корпусную мебель из массива дерева, ДСП, к примеру, уже не брали. Переработка имела место, но была довольно дорогостоящей, что увеличивало срок окупаемости этого проекта и переводило его в разряд вложений в имидж компании по направлению вовлеченности в ESG-повестку.
Подсчитано, что утилизирующее предприятие способно переработать свыше 80% условного дивана, шкафа или другого сложносоставного предмета мебели. Фурнитура из металла и каркасы в качестве металлолома могут быть повторно использованы при создании новой мебели и механизмов, пластиковые элементы – для декоративных предметов интерьера, игрушек, пластиковых столов и стульев, материалы из древесины станут сырьем для производства топливных пеллет, наполнителя для туалетов животных и специальных брикетов, офисной и туалетной бумаги, салфеток. Поролон и ткань измельчаются и перерабатываются в набивку для основы ковров и спортивного оборудования — мячей, матов, боксерских груш. Кожа дробится вплоть до порошкообразного состояния и входит в основу растворимого клея, пластмасс, лаков, шпатлевки, пены для пожаротушения, пластификаторов, линолеума.
Свою заинтересованность в сотрудничестве с экотакси «Убери» высказывают и управляющие компании, отмечая, что работа выстроена по принципу «одного окна»: это удобно и выгодно, поскольку органично дополняет сервис по вывозу контейнеров с отходами. Жители также получают востребованную услугу по выносу тяжелых и габаритных предметов домашнего обихода из квартир.
По словам Дмитрия Иванова, за счет большого таксопарка, грамотно организованной логистики, сотрудничества с широкой сетью лицензированных утилизирующих предприятий и использования в работе ERP-системы мониторинга экотакси «Убери» может обеспечить самые низкие цены на рынке.
Отметим, что деятельность таких сервисов, как экотакси «Убери», и осмысленное отношение каждого человека к окружающей среде приближают переход к циклической экономике. Радует, что движении к этой чёткой и полезной цели заинтересован бизнес, обладающий возможностями и ресурсами для претворения в жизнь идей ответственного потребления.
Фото: Пресс-служба Экотакси «Убери»