Минприроды согласовывает проект поправок к ряду федеральных законов, позволяющих предприятиям самим перерабатывать произведенные отходы I и II классов опасности (ОПВК), если у них есть для этого специализированные мощности.
Правительство всерьез взялось за переработку ОПВК, новая схема обращения с которыми стартовала 1 марта. Отходы I и II классов, насчитывают 444 позиции, содержащие свинец, ртуть, водные неорганические отходы. Среди них — аккумуляторы, электрокабели, батарейки, растворы кислот, щелочей, люминесцентные лампы, шламы, приборы, содержащие свинец, ртуть, органические горючие отходы химических и нефтехимических производств и другие. «Это одни из самых опасных отходов, они токсичны, из-за чего могут нанести вред окружающей среде, в стране есть более 2000 мест накопления таких отходов, они подлежат ликвидации, причем скорейшей», — говорит советник руководителя Росприроднадзора Амирхан Магомедов.
Глава Минприроды Александр Козлов, выступая на заседании комитета по экологии Госдумы, заявил, что в этом направлении ведутся активная работа. «Для управления процессом обращения с отходами I и II классов в прошлом году была проведена огромная подготовительная работа. Создан институт федерального оператора, утверждена федеральная схема», — заявил министр на заседании комитета по экологии Госдумы.
В прошлом году распоряжением правительства для того, чтобы наладить систему обращения с токсичными опасными отходами на базе госкорпорации «Росатом» был создан Федеральный экологический оператор (ФЭО). «Новая система обращения с отходами I и II классов объединяет федерального оператора, отходообразователей (их около 40 тыс.), операторов по переработке (около 1 тыс.) и транспортированию отходов (их около 6 тыс.). Новая система начала работу 1 марта 2022 года. Для эффективного управления всеми процессами была разработана и введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК). С 1 марта все операции с данными отходами осуществляются только на платформе ФГИС ОПВК», — сообщили «Ведомости. Экологии» в пресс-службе «Росатома».
Новая система формально стартовала 1 марта, однако фактически еще не работает, сообщили «Ведомости. Экологии» в Минприроды —идет согласование текста законопроекта, который закончится до конца весны. «После согласования ФЗ предприятия смогут утилизировать собственные отходы I и II классов опасности на своих мощностях, однако вопрос об утилизации любых ОПВК без участия ФЭО не рассматривался. Проект изменений в отдельные законодательные акты вносится в ФЗ №89, 225 и 356. Схема новая, поэтому сейчас дорабатываются все моменты, чтобы сохранить уже сформированные цепочки. В частности, будет введена возможность для предприятий самостоятельно перерабатывать свои отходы, но только если у них есть мощности. Она еще не работает, только появится», — заявили «Ведомости. Экология» в пресс-службе министерства.
В соответствии с порядком, предусмотренном новыми поправками, предприятия-отходообразователи, у которых есть собственные мощности по работе с отходами I и II классов, могут самостоятельно с ними работать, внеся данные об этом в ФГИС ОПВК. В случае, если у предприятий нет своих мощностей по обращению с отходами I и II классов, они через цифровую площадку ФГИС ОПВК передают данные отходы федеральному оператору по утвержденному ФАС России тарифу, заключив соответствующий договор. Федеральный оператор далее осуществляет вывоз отходов и их дальнейшую переработку.
Госкорпорация «Росатом», чтобы покрыть дефицит перерабатывающих мощностей по переработке ОПВК строит сеть экологических технопарков. В «В этом году «уже выделили 17,7 млрд руб. по распоряжению правительства от 26.03.2022 №634-р на строительство еще двух объектов в Кировской области и Удмуртской Республике. Строительство еще трех комплексов будет осуществляться за счет средств «Росатома» и банковского (проектного) финансирования)», — заявил глава Минприроды Александр Козлов.
Сейчас переработкой отходов занимаются специализированные организации, имеющие соответствующие лицензии. Передать организациям-производителям ОПВК право самим их перерабатывать экологи считают правильной мерой. Она будет способствовать легализации этой деятельности. «Образователи отходов на коммерческой основе передают их разным организациям с целью дальнейшей переработки, а те, в свою очередь, их куда-то девают всевозможными хитрыми способами. В итоге несколько лет назад возникала ситуация, когда количество произведенных токсичных отходов не совпадало с количеством утилизированных. Провести тотальную ревизию и понять, где растворились токсичные отходы, госорганы не могут в силу колоссальной сложности этого процесса. В итоге встал вопрос, что делать, и решение нашлось», — объясняет эколог, экс-депутат Госдумы Максим Шингаркин.
Новый порядок выгоден и производителям ОПВК, и государству. «Экономия для предприятий — производителей отходов в этом случае может быть существенной. Например, у металлургов в процессе производства образуются содержащие мышьяк отходы, из них можно выделить, а затем продать сам мышьяк, который востребован на рынке. Сейчас мы мышьяк импортируем, а если наладить эту цепочку, то необходимость в закупках отпадет. Однако это в идеале. Удастся ли реализовать идею станет понятно, когда вся цепочка пререработки ОПВК начнет работать», — резюмировал Максим Шингаркин.