У «зелёных» проектов сейчас больше шансов получить инвестиции, чем когда–либо. Экотехнологии нужны в самых разных отраслях.
Университет ИТМО объявил о создании нового факультета ? «Гринтеха», где будут обучаться специалисты в области альтернативной энергетики и водородных технологий. А в «Сколково» закончил работу первый в России «зелёный» акселератор GreenTech Startup Booster, где было представлено 56 стартапов из Санкт–Петербурга.
Промышленная зелень
Одно из самых «хайповых» направлений в мире — декарбонизация промышленности. «Total на днях инвестировал $2,5 млрд в покупку компании, которая занимается производством солнечной энергии. Enel тоже вкладывается в технологии альтернативных источников энергии, в развитие электротранспорта. Это показывает, что крупные компании активно инвестируют в такие технологии. Российская нефтегазовая отрасль только начинает изучать эти возможности», — считает директор по развитию кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Михаил Тыкучинский.
На уровне российской регуляции такое не окупить. Но стоит помнить о введении в Европе «карбонового налога», которым будут облагаться производства, не инвестирующие в снижение выбросов CO2.
«С учётом налоговых и иных мер стимулирования, вводимых зарубежными потребителями, экономическая обоснованность инвестиций в экологические технологии может сильно поменяться, и экспортно ориентированные компании вынуждены будут инвестировать, чтобы сохранить место на рынке. Стоимость внедрения соответствующих решений сильно варьируется: это могут быть и десятки миллионов, и миллиарды рублей. При этом налоги ЕС для российской экономики могут составить от $3 млрд до $10 млрд в год. Исходя из этой цифры можно оценивать потенциал инвестиций», — отмечает Михаил Тыкучинский.
От финтеха до строительства: какие петербургские стартапы привлекли инвестиции
Капля в море
В области очистки воды тоже есть инновационные решения: например, на Ижорском трубном заводе тестируют «Биомикрогели» для обработки промышленных сточных вод. Этот продукт образует на поверхности загрязнения прочные плёнки, которые капсулируют частицы продуктов, выделяя их из раствора. Ту же технологию применяют и «Северсталь», и «Татнефть».
Для отслеживания загрязнений воздуха в России используют станции автоматического мониторинга, снабжённые высокоточным оборудованием. Однако в Сингапуре, Барселоне, Лондоне и других городах правительства начали использовать альтернативный подход: большое количество более простых сенсоров, подключённых к интернету вещей. С помощью IoT города могут наносить на карту области с высокой концентрацией загрязняющих веществ, отслеживать изменения, выявлять источники загрязнения.
Подобные сети датчиков используют и крупные предприятия: это позволяет с высокой точностью определять локацию утечек на складах. В России тоже есть такие сенсоры от компаний «Принтэлтех» и Horiba, однако на уровне городов технология пока не применяется.
«Нельзя сказать, что у нас технологий меньше. Но у нас они меньше внедряются в силу того, что экономических стимулов пока недостаточно. Штрафы за несоблюдение экологических норм в соотношении со стоимостью внедрения действительно передовых технологий иногда не создают достаточного стимула для таких инвестиций», — считает Михаил Тыкучинский.
Отрасль строительства потребляет 40% добываемого сырья на планете, а 1 / 3 всего вырабатываемого CO2 приходится на объекты недвижимости, подчёркивает директор направления устойчивого развития и партнёр PropTech Russia Ольга Дентцель. В мире уже осознают это как проблему. «В России, однако, технологические компании только начинают работать в этом направлении, поэтому в качестве примера внедрения модели можно привести опыт европейских стартапов. Так, сервис Netlet позволяет строительным компаниям обмениваться излишками стройматериалов и сокращать тем самым объём утилизируемых остатков», — говорит Ольга Дентцель.
«“Зелёное” строительство пока в большей степени получило распространение в сегменте коммерческой недвижимости. В жилом сегменте под “зелёными” домами сейчас в основном понимаются здания с высоким уровнем энергоэффективности. При эксплуатации энергозатраты в таких домах в среднем на 25% ниже», — полагает Екатерина Ульянова, директор по развитию акселератора в сфере недвижимости от Glorax Infotech.
Эксперт отмечает, что «зелёные» дома не только минимизируют воздействие на окружающую среду за счёт экономного использования электричества и воды. В таких зданиях также ведётся мониторинг микроклимата, чистоты воздуха и других параметров для здоровья и благополучия жильцов дома.
И хотя «зелёные» фасады и вертикальные фермы для выращивания овощей и зелени в подвалах и на крышах (как в Европе) нам пока и не снились, в России тоже есть пара любопытных экотехнологий. Например, устройство ClimateGuard следит за экологической обстановкой в помещении. Его создатели разработали модульную IoT–платформу мониторинга климата и климатических сенсоров. Таким образом, один прибор (вместо кучи датчиков) способен замерять концентрацию в воздухе углекислого газа, частиц пыли, летучих органических соединений, температуру, влажность и другое.
Решения, направленные на энергоэффективность, в России тоже представлены. Например, продукт компании WATTS Battery позволяет облегчить использование солнечной энергетики. Это своего рода «умный power bank», который можно подключить к солнечным панелям или использовать как источник бесперебойного электропитания.
«Чаще всего электростанцию покупают в частные дома. В Московском регионе в солнечную энергию мало кто верит, хотя это решение нормально работает и в наших широтах. Тем не менее около 30% клиентов покупают станцию для интеграции с солнечными батареями», — рассказал «ДП» генеральный директор WATTS Battery Юрий Власов. В Петербурге, похоже, в солнечную энергию не верят вовсе. Батарею заказывают только в качестве источника бесперебойного электропитания, констатирует он.
Как считает Екатерина Ульянова, основными направлениями развития зелёных строительных технологий будут умные системы для контроля и оздоровления климата в жилых домах, проекты для грамотного использования домовых и придомовых территорий (например, вертикальные фермы), а также системы, позволяющие управлять раздельным сбором отходов, — от приложений для жильцов до комплексных систем для дома.
Мусорные технологии
Мусор — это и вправду одна из самых актуальных именно для России проблем, которая требует новых технологий. Согласно данным Счётной палаты РФ, 93% мусора в стране «хоронят» на полигонах. При этом даже туда доезжают не все отходы: часть оседает на незаконных свалках. IT–компании для решения этой проблемы разработали системы слежения. Например, «Ростелеком» запустил услугу мониторинга санитарно–эпидемиологических правил и норм (СанПиН) по сбору, вывозу и утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) в конце прошлого года. В этом году готовятся запуски пилотных проектов на Северо–Западе (в Ленинградской и Калининградской областях), рассказали «ДП» в компании. Цифровое решение, построенное на облачной платформе «Видеонаблюдение» и нейросетевых алгоритмах компьютерного зрения, позволяет анализировать площадку и территорию возле места сбора мусора, объём выбрасываемых отходов, наполненность контейнеров и проезжую часть в зоне работы мусоровоза. Это помогает фиксировать некачественную уборку, отслеживать количество реально загруженных контейнеров, а также определять время приезда мусоровозов и их государственные регистрационные знаки.
Похожее решение есть и у компании «Большая Тройка». Компания использует датчики для измерения температуры, уровня мусора в контейнерах, опрокидывания. Основным же продуктом является платформа, основанная на Big data. Большие данные помогают оптимизировать транспортировку отходов и сократить затраты на логистику на 20–25%. Они показывают цифровую модель того, как устроена и действует отрасль обращения с отходами сейчас, строят «умный» прогноз развития отрасли на год, 5 или 15 лет вперед. Такая платформа уже внедрена в Ленинградской области.
В конце 2020 года «Ростелеком» купил компанию «Большая Тройка». Появятся другие яркие идеи — возможно, быстро купят и их?