В заседании приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаил Иванов, Председатель «Российского Союза химиков» Виктор Иванов, академики РАН, ученые, представители бизнеса, промышленности и профильных ассоциаций.
Члены Экспертного совета затронули вопросы, касающееся плана импортозамещения в химической промышленности; обсудили современное состояние и перспективы производства и применения метанола; рассмотрели план работы Экспертного совета на 2023 год и запустили процесс формирования рабочих групп по ключевым направлениям деятельности.
Председатель Экспертного совета Мария Василькова подчеркнула, что развитие химической промышленности – это одна из основ развития всех ключевых отраслей экономики.
«Сегодня мы столкнулись с серьезным вызовом, фактически за короткий срок необходимо реализовать масштабную программу по возрождению или перезапуску мало- и среднетоннажной химии», — подчеркнула депутат.
Под санкции ЕС попали сотни наименований химических веществ и процессов, что повлияло на цепочки поставок, развитие крупнотоннажного производства и стратегических отраслей отечественной экономики.
Проведя глубокий анализ Минпромторг России, совместно с научным и бизнес-сообществом, определил 22 ключевые химические цепочки, от развития которых зависит стратегическая безопасность и развитие РФ.
По словам заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаила Иванова МСТХ должна стать одним из приоритетных направлений государственной поддержки и стимулирования.
«Мы должны использовать все действующие механизмы поддержки предприятий химии, предлагать новые меры и активно вовлекать в работу представителей смежных отраслей, в том числе производителей оборудования. Тем самым получится стимулировать разработку российских технологий», — отметил Михаил Иванов.
В докладе Минпромторга, который представил Михаил Юрин, директор департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий, отмечалось, что в текущей ситуации предлагается сфокусировать усилия бизнеса и государства на развитии критических технологий. И если ранее для инвестора проект выглядел экономически не эффективным, то уже сейчас можно говорить о наличии механизмов для перевода параметров в «плюсовую» зону.
Для развития отрасли необходима модернизация нормативно-правового регулирования, а также специальные меры поддержки отрасли. Эти меры должны быть направлены на создание и развитие химических кластеров, индустриальных парков и технопарков. Эти формы способны эффективно обеспечить технологический прорыв в химической отрасли.
Как заметил Виктор Иванов, заместитель Председателя Экспертного совета, необходимо провести большую работу по сбору аналитической информации и подготовке актуальных законодательных инициатив, которые будут стимулировать развитие химической промышленности.
«Важно, чтобы предложенные Минпромторгом к освоению бизнесом химические импортозамещающие товары прошли экспертизу РАН в отделении химии и науки о материалах», — подчеркнул Президент «Российского Союза химиков».
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Александр Мажуга напомнил о состоявшейся встрече Владимира Путина с участниками II Конгресса молодых учёных и слушателями программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования. В ходе беседы Президент поддержал предложение директора Иркутского института химии им. А.Е. Фаворского Сибирского отделения РАН Андрея Иванова по развитию производства микротоннажной химии в России на базе НИИ и вузов.
«Учитывая, что продукция малотоннажной химии «высокоинтеллектуальная», вузы и НИИ могут стать идеальными площадками для размещения микро- и малотоннажных производств. Считаю, что сейчас настал момент, когда отраслевые ВУЗы и НИИ могут показать делом свою важность для страны. Уверен, что российские ученые смогут обеспечить страну всем необходимым», — подчеркнул Александр Мажуга, предложив создать в Экспертном совете рабочую группу по развитию малотоннажной химии.
В ходе обсуждения была обозначена актуальная задача — модернизация законодательства в сфере регулирования контроля и надзора, упрощение и актуализация отраслевых регулирующих норм. А также разработка и запуск механизмов отраслевой адресной поддержки, привлечение инвестиций в создание современных импортозамещающих производств под гарантированный объем государственных закупок путем заключения офсетных контрактов, снижение налоговой нагрузки и др.
По словам Васильковой, необходимо провести анализ и уточнить отраслевые критерии, на основании которых продукция отечественного Химпрома получает статус российского продукта. Также важно уточнить критерии и правила дифференцированного кредитования отраслевых проектов, учитывающих продолжительность технологических циклов, их сложность и стратегическую значимость для государства.
«Отдельно хочу остановиться на целесообразности формирования отраслевых мер поддержки для МСП, так как именно МСП может стать одним из драйверов развития МСТХ. Крупный бизнес не всегда заинтересован в развитии «узких», хоть и маржинальных сегментов, но именно кооперация крупного бизнеса и МСП может обеспечить значительный синергетический эффект от внедрения специальных стимулирующих мер», — акцентировала Василькова.
По информации Аппарата Экспертного совета по химической промышленности Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле