Тренер по экологическому образу жизни Роман Саблин считает, что российское общество само двигается в этом направлении. Электромобили являются модным и дорогим транспортом. Если государство захочет повысить процент электрокаров в Москве и других регионах, то «изобретать велосипед» в этом случае уже не нужно.
«Опыт стимулирования давно известен: бесплатные парковки, субсидии, скидки. Вопрос в том, что на сегодняшний день электромобили нельзя называть экомобилями. Во-первых, производство и утилизация аккумуляторов дороги и далеки от экологичности. Во-вторых, «грязное» электричество. В России 65% электричества производится грязным способом путем сжигания углеводородов на ТЭЦ, поэтому если использовать электромобили, то важно оптимизировать работу аккумуляторов и их утилизацию. Также надо развивать альтернативную энергетику. Безусловно, у электромобилей есть преимущества в виде отсутствия выхлопов, меньшей амортизации. В любом случая общество будет двигаться в этом направлении», – отметил он.
Заслуженный эколог РФ Андрей Пешков призывает не спешить с массовым переходом на электромобили. Сначала нужно оценить вред и пользу от этого транспорта.
«Если взять жизненные циклы автомобилей с ДВС и на электротяге, включая производство электроэнергии, батарей, которое достаточно вредное, и оценить в комплексе, то нужно понять, что вреднее для окружающей среды на перспективе. Не исключено, что с экологической точки зрения производство электромобилей дает гораздо большую нагрузку. Но это нужно оценить объективно», – отметил эксперт.
Эколог считает, что для города электромобиль подходит больше, чем машина с бензиновым двигателем. Все дело в выбросах, которых в пробках образуется немало.
«В целом, транспорт на ДВС, если не брать город, он на сегодняшний день экономичнее. Возможно, стоит рассмотреть смешанный вариант: в городе – электромобили, а в таких районах, как Сибирь и Дальний Восток, где большая протяженность дорог – автомобили с ДВС», – добавил он.
В 2020 году доля продаж электромобилей по России была мизерной – всего 0,1%. Эксперты убеждены, что все дело как раз в отсутствии финансовой поддержки со стороны государства. В Китае или Германии жителям выдавали приличные субсидии. Например, в Германии 4 тыс. Евро на электромобиль, на гибрид – 3 тыс. евро, а в Китае в начале программы субсидия составляла примерно 7,7 тыс. долларов. В США власти предоставляли владельцам налоговый вычет на электрокар в размере 7,5 тыс. долларов. Россиянам же пока невыгодно приобретать электротранспорт.
«Электромобили требуют наличия инфраструктуры, которая как раз сейчас развивается. Второй фактор – это цена электротранспорта. Такие машины более дорогие, чем автомобили с ДВС. В Норвегии удалось достичь таких показателей благодаря субсидиям. У нас они пока стоят дороже в связи с высокой стоимостью накопителей», – резюмировал директор по операционной работе Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» Олег Перцовский.
Фото: оп-молодёжный.рф